Дмитрий Новиков (diverspb) wrote,
Дмитрий Новиков
diverspb

Летнее путешествие «Россия-2019». День одиннадцатый: Калуга

В день приезда погода хмурилась, то и дело принимался дождь, было ветрено и неуютно. Наутро Калуга встретила нас ярким солнцем, и мы порадовались, что выбрали именно пешеходную экскурсию по городу. Кстати, в Калуге у нас теперь тоже есть хороший экскурсовод :)

Экскурсия началась от Свято-Георгиевского собора — вот его нарядная колокольня впереди:


Это один из самых старых храмов города, где хранится одна из главных святынь Калуги: Калужская икона Божией матери. Построен он на рубеже XVII-XVIII веков, никогда не закрывался и не перестраивался.


Калуга, разумеется, многое перенимала у Москвы, и Свято-Георгиевский собор яркий тому пример — классическое московское (или нарышкинское) барокко:


Вот это оформление входа из притвора в собственно собор:


В храме шло одно многолюдное отпевание за другим, поэтому внутреннее убранство мы рассмотрели очень в общих чертах, но в общем ничего особо выдающегося я там не увидел. Однако снаружи храм прекрасен. Рядом с ним разбит сад с крестом, посвященным новомученикам.


На второй этаж — в верхний, «летний» храм — ведут вот такие замечательные чугунные ступени. Это местное литейное производство.


Территория вокруг храма была застроена при Екатерине II «образцовыми» (типовыми) домами — как, собственно, и в других губернских городах. Вот один, побогаче:


А этот попроще, но тоже конца XVIII века.


К сожалению, сохранность весьма оставляет желать, но заметно, что город потихоньку благоустраивается: дома ремонтируются (начиная, разумеется, с тех улиц, где ездит городское руководство), дороги понемногу приводятся в порядок.

Нынешний Свято-Георгиевский храм построен на месте деревянной церкви Георгия Победоносца, стоявшей здесь еще в начале XVII века. Вот он еще раз, со стороны алтарной части:


Официально годом основания Калуги считается 1371 год, когда город был впервые упомянут в летописи, но достоверно известно, что поселения вятичей существовали здесь как минимум с XI века. Однако строений даже XVI века до наших времен не дошло — город был деревянным и много раз горел. Есть несколько деревянных домов более позднего времени — примерно столетней давности. Вот этот, например, совсем рядом с Георгиевским собором, известен тем, что это первый дом К.Э.Циолковского в Калуге:


Вообще Калуге удалось во многом сохранить характерную старую застройку, поэтому здесь и в советское время снимали, и даже сейчас снимают много фильмов с соответствующей натурой. Из известного — «Карнавал», «Однажды 20 лет спустя», «Белый Бим Черное ухо», «Чужие письма»...

Город при этом сочетает в себе регулярную застройку екатерининского и более позднего времени с остатками относительно хаотической планировки прежних эпох. В 1776 году город становится центром наместничества, а поставленный наместником генерал Кречетников привозит сюда архитектора Петра Никитина, который и создает новый городской план. При этом он учитывает, во-первых, уже существующие улицы, а во-вторых — впервые с таким сталкиваюсь, честно говоря, — розу ветров. Определив, что в городе господствуют юго-западные ветры из-за Оки, он планирует «промышленную зону» на северо-востоке, чтобы ветер уносил дым в сторону от города. Блестящее решение!

При совмещении уже существующих и вновь прокладываемых улиц в городе возникло множество маленьких площадей неправильной формы. На одной из таких площадей стоит дом купцов Билибиных, построенный в конце XVIII века:


К старому купеческому роду принадлежал и знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин, однако к этому дому он отношения не имеет. Зато дом получил большую, почти всероссийскую известность в 1859 году, когда сюда поселили пленного имама Шамиля.

А вот это — одно из немногих зданий в Калуге, датируемых XVII веком: палаты купца Кирилла Ивановича Коробова, одного из богатейших людей города.


Богатство он сделал на торговле солью и «красным» товаром и мог себе позволить большой каменный дом. По преданию, он же дал средства на строительство Свято-Георгиевского собора и был там первым старостой. Но палаты построил раньше :) После смерти последнего Коробова в конце XIX века кладоискатели сильно повредили дом, поскольку были уверены, что там полно сокровищ: вскрывали полы, ломали печи... Говорят, позже там все-таки нашли одну потайную комнату. Если смотреть на дом снаружи, очень четко видно, где она находилась, так что не очень-то она была потайная :) Обратите еще внимание, что дом за прошедшие века ушел в землю метра на три, он был намного выше.

Мне этот дом сразу напомнил построенные примерно в то же время палаты Афанасия Олисова в Нижнем Новгороде (Олисов, кстати, тоже солью торговал). Вообще у Калуги и Нижнего, кажется, много общего, и неудивительно: и тот, и другой — купеческие города, крупные торговые центры, в отличие, скажем, от той же Тулы, которая все-таки в первую очередь город промышленный.

А буквально в одном квартале от палат Коробова стоит «дом-дворец», как его называют в Калуге: усадьба купцов Золотаревых.


История ее появления тоже весьма примечательна: в 1775 году в город приезжает Екатерина II, и выясняется, что ни одного достойного здания для проживания государыни в городе нет! Современное строительство почти не ведется, стоят в лучшем случае те самые каменные палаты почти столетней давности, которые, разумеется, не отвечают современным требованиям к комфорту. Конечно, императрицу с грехом пополам разместили, она приняла это достаточно спокойно, но в разговоре как-то обмолвилась, что неплохо бы завести все-таки в городе путевой дворец. Вот таким дворцом и стала усадьба Ивана Максимовича Золотарева: строил он ее для себя, но при необходимости предоставлял для приема высочайших особ. Матушка Екатерина в Калуге больше не появилась, а вот ее внуки Александр I, Николай I и великий князь Михаил Павлович здесь останавливались.

Вот еще крупно ворота усадьбы:


И крыльцо с огромными фонарями:


За домом расположен просторный двор, по бокам от него стояли каретный сарай и конюшня, а дальше, за колоннадой, располагался парк.


Золотаревы были людьми очень известными и в городе, и за границей. Немцы очень уважали братьев Ивана и Петра за то, что после войны 1812 года они сполна расплатились по всем долгам золотом, в отличие от многих купцов, объявивших себя банкротами. А в городе они вели активную благотворительность, финансировали дорожные работы, помогали восстанавливать город после наводнений (Ока периодически выходит из берегов) и даже обеспечивали приданое небогатым калужанкам.

Обратите внимание: у дома напротив входная группа украшена примерно тем же узором, что и ворота дома Золотаревых.


Рядом расположен Березуйский овраг, который в городе называют «верхом» или даже «вершиной» — так трансформировалось старое слово «веретье» (овраг). До конца XVIII века перейти овраг можно было лишь спустившись на 20 с лишним метров вниз и затем поднявшись на другой стороне. Проблему решил только упомянутый уже мною Петр Никитин, создатель градостроительного плана Калуги: он спроектировал огромный 15-арочный мост в виде римского виадука.


Конструкция прочнейшая: здесь не только груженые автомобили и большие автобусы ездят, но даже танки прошли в 1941-м! Уникальное, единственное в России сооружение, но, к сожалению, нормально сфотографировать его невозможно, поскольку берега оврага густо поросли кустами и деревьями. За оврагом находилась последняя из нескольких существовавших на месте современной Калуги деревянных крепостей. Место почти идеальное для обороны: с юга крепость опиралась на Оку, с запада и востока была прикрыта двумя большими оврагами (восточный был позже засыпан), и лишь с севера пришлось прокопать ров. Петр Никитин ставит на месте крепости комплекс присутственных мест. Сейчас здания сфотографировать очень тяжело, поскольку они частично на реставрации, частично закрыты деревьями. Вот небольшой фрагмент — хороший, честный классицизм:


Больше всего меня восхитило, что разные корпуса были объединены вот такими переходами, чтобы чиновникам не приходилось бегать на улицу:


Здесь же находится кафедральный храм, Свято-Троицкий собор:


У него долгая и сложная история, строили его почти сорок лет, по ходу строительства менялся архитектор, случилась война 1812 года, и лишь после ее завершения храм был закончен. Его отличительная черта — гигантский купол диаметром 17 метров. Для сравнения: у построенного примерно в то же время Казанского собора в Петербурге — «всего» 14.

За собором расположился сегодня парк культуры и отдыха, где стоит дуб — ровесник города:


Еще в парке есть фонтан, стоявший когда-то на площади Старый торг — он там был сооружен одним из купцов-благотворителей как источник питьевой воды, — а в конце XIX века переехавший в парк для украшения. Тогда же на него установили привезенную другим купцом из Италии фигурку девушки под зонтиком.


В 30-х или 40-х годах XX века девушка пропала, в конце 1980-х ее решили восстановить. Это оказалось проще, чем боялись поначалу: около нее очень любили фотографироваться жители Калуги :) Однако восстановленная статуя простояла недолго: бронза в 90-х пользовалась большим спросом... К счастью, на литейном заводе сохранилась форма, и несколько лет назад девушку снова вернули на место.

Неподалеку от присутственных мест — еще один храм, более старый: церковь Покрова на рву, конец XVII века, удивительно нарядная.


Фрагмент ее наружного убранства:


Внутри, к сожалению, ничего не сохранилось, потому что в советское время там был — барабанная дробь! — инкубатор! Ну, не снесли — и на том спасибо (хотя такую кладку еще сносить замучаешься).

Экскурсия закончилась на площади Старый торг, где, разумеется, стоит Гостиный двор. Он нас восхитил, потому что он совершенно узнаваем — аркада, — но при этом радикально отличается от всех виденных прежде, которые по большей части родные братья.


Здесь мы простились с нашим замечательным гидом (координаты есть, кому надо — сообщу), которая водила нас по городу вместо запланированных трех часов все четыре с половиной, и отправились потихоньку домой. По дороге перекусили в маленькой пельменной (отличные пельмени ручной лепки! И недорого), переждали дождь в торговом центре, дождались солнышка и пошли. Еще несколько картинок Калуги покажу, не удержусь. Во-первых, вот такой козырек-зонтик (сразу вспоминается фонтан в парке):


Во-вторых, небольшая пешеходная зона с аккуратной застройкой классического губернского города:


На часах — опять дама с зонтиком:


Еще в Калуге есть городская скульптура, которая меня почти всегда радует. Константин Эдуардович Циолковский со своим любимым велосипедом:


Городовой с собачкой (здесь плохо видно, но на бляхе у него герб Калуги и номер 40: Калужская область — 40-й регион):


Ветеран Великой Отечественной:


И еще коллекция современных уже домов, украшенных «вышивкой». Даже обычные панельки могут выглядеть пристойно, достаточно приложить немного смекалки:


Была еще пара «вышитых» домов, но их не получилось пока качественно сфотографировать.

Напоследок — совсем недалеко от нашего жилища обнаружилась еще одна деревянная достопримечательность — дом, где жил Булат Окуджава, когда работал учителем в Калуге:


Уф!!! На сегодня все, хотя я еще много чего не рассказал: про калужские пряники, про книготорговца Антипина, который пешком ходил за 30 верст, чтобы увидеть Пушкина, про платья калужских купчих, которые стоили по 15 000 рублей, про пристань на Оке длиной 15 км... Кому интересно — приезжайте в Калугу, и сами все узнаете :)

Начало путешествия: Торжок
Бородино
Тула один, два, три, четыре
Дворяниново
Таруса один, два (Поленово)
Таруса — Калуга
Tags: Россия, отпуск, путешествия, семья
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments