Дмитрий Новиков (diverspb) wrote,
Дмитрий Новиков
diverspb

Большое летнее путешествие «Россия-2018». День шестнадцатый: Казань-5

В свой последний день в Казани мы добрались до Старо-Татарской слободы: сюда, за озеро Кабан, Иван Грозный выселил татар из города, который должен был стать полностью русским. К XVIII веку слобода и город разрослись, между ними даже было решено сделать огромный ров, но в конечном итоге от этой идеи отказались, а на месте рва сейчас широченная улица Татарстан.

На углу улицы Татарстан и улицы Марджани, прямо на берегу озера Кабан, стоит театр им. Камала. Не очень частый случай, когда мне в общем нравится современная архитектура:


Перед театром скульптура Шурале, татарского лешего, который с дровосеком в загадки играет:


Дальше идем на улицу Каюма Насыри — сейчас это одна из самых интересных улиц Старо-Татарской слободы, пешеходная, так что перемещаться удобно. Дома в основном купеческие — например, в самом начале усадьба купцов Кушаевых:



Перед ними еще дом Казаковых (фамилия русская, но это татары), там у меня получился только двор:


Этот дом фактически объединен в одно пространство с усадьбой Кушаевых. Видимо, они так и жили — даже арка есть, чтобы из одного двора в другой пройти:


Соседний двор вот такой, с характерными галереями.


Еще чуть дальше еще одна усадьба. Это все застройка второй половины XIX века. Сейчас все дома приведены в порядок и выглядят по-человечески, но по свидетельству очевидцев, лет 10 назад тут была разруха.


Через эти дворы есть еще проход в ресторанно-гостиничный комплекст «Татарская усадьба», мы туда прошлись, но снимать там неудобно. По дороге видели «трогательный» зоопарк. Пока шли, на нас из своего домика выскочила овца и самым натуральным образом на нас наорала: «Бе-е-эээээ! Бе-е-эээээ!» Мы обалдели и толком не нашлись, что ей ответить.

Напротив — дом, в котором жил известный татарский богослов, просветитель, историк Шигабуддин Марджани:


Мечеть, которая сегодня носит его имя, — старейшая из каменных мечетей Казани. Разрешение на ее постройку татарам дала лично Екатерина II, когда побывала в Казани. Яркий пример соединения мусульманских традиций и гражданской архитектуры: барочные наличники, пилястры коринфского ордера (их плохо видно, потому что на ярком солнце фотографировать плохо):


Марджани был имамом этой мечети во второй половине XIX века, тогда это была главная, соборная мечеть Казани (и самая большая к тому же). До того она называлась Эфенди («Господская») и Юнусовская, потому что в XIX веке средства на ее содержание давали купцы Юнусовы, одна из богатейших казанских семей. Вот их дом напротив мечети:




А это гостиница для паломников. Если я правильно понимаю, она когда-то тоже финансировалась Юнусовыми:


Просто дом, в котором меня восхитило аккуратное сочетание каменной и деревянной половин.


Вот это — дом знаменитого казанского обувного мастера Каушчи Карима (на соседней улице). По некоторым данным — новодел, потому что старый дом сгорел и был разобран. Сейчас дом выкупил один из потомков Каушчи Карима, художник, который сделал там свою галерею.


Вот это здание — поликлиника, которой уже больше ста лет. Когда-то здесь на средства купцов Юнусовых (это «их» квартал, махалля) были открыты первые в Казани медицинские кабинеты для бедных.


Чуть подальше — вот такой «замок». В Казани его называют «домом Шамиля», хотя имам Шамиль здесь не жил и жить не мог: дом был построен купцом Апаковым уже после смерти Шамиля и отдан в приданое дочери, которая вышла замуж за сына предводителя кавказских горцев, генерал-майора Мухаммада-Шали. Правда, нынешний вид здание приобрело не сразу: оно было перестроено после пожара в начале XX века. Когда генерала не стало, его вдова, которая все равно жила в Петербурге, продала здание купцу Ибрагимову. Тот открыл здесь конфетную лавку и вскоре прославился как «конфетный король» Казани. Сейчас здесь музей Габдуллы Тукая, его же имя носит улица, на которой стоит дом.


А вот это Апанаевская мечеть, которая была построена чуть-чуть позже, чем мечеть Марджани и соперничала с нею по богатству и роскоши. Апанаевы были едва ли не самой богатой семьей среди казанских татар, им принадлежало полтора десятка домов, и мечеть свою они украшали как могли. После революции все эти украшения были уничтожены, минарет снесли, разделили здание на три этажа и сделали там детский сад. Реставрацию провели меньше десяти лет назад.


А вот это чуть ближе к центру Казани, то есть к Кремлю, по другую сторону улицы Татарстан — мечеть Нурулла, она же Сенная, потому что стояла на Сенном рынке. Построена на средства Юнусовых, которых я выше уже несколько раз упоминал. Это XIX век и совсем другая архитектура, традиции Волжской Булгарии.


Недалеко от нее — Галеевская мечеть, она чуть помоложе, чем мечети Марджани и Апанаевская, конец XVIII века, типичный классицизм :) Интересна мечеть не сама по себе, а тем, что тут был имамом Галимзян Баруди, один из отцов всего татарского просвещения конца XIX века: он организовал при мечете медресе, где образование велось по новым методикам, здесь бывали Марджани, Насыри, Камал и многие другие видные татарские ученые и деятели культуры.


В завершение прогулки мы сходили в музей чак-чака, узнали, как его готовить (проще простого, как выясняется!), поели, попили чаю, услышали о свадебных традициях татар... В общем, довольно интересно и насыщенно.

Вот это небольшой демонстрационный чак-чак с украшениями:


Примерка татарских головных уборов и украшений:






А вечером мужская часть семьи отправилась на стадион: не могли не поддержать родную команду на выезде, да и стадион посмотреть хотелось. Впечатления от стадиона прекрасные, хотя в подтрибунных помещениях еще есть к чему приложить руки. Про игру говорить ничего не буду, взяли три очка, и хорошо :)))

Только что купили билеты:


На секторе перед началом матча:


Трибуны полупустые — Казань, как ни крути, не очень футбольный пока город, хотя прогресс есть: в прошлом сезоне средняя посещаемость была меньше 10 тысяч человек, в этом — почти 19, правда, домашних матчей пока сыграно только два :) Видно, что на трибуны идет народ, не очень привычный к этому, — просто это такой модный аттракцион. Это нормально и хорошо — у нас тоже сначала пошли смотреть новый стадион, но в результате народу в среднем бывает тысяч по 40. Кто-то потом неизбежно отвалится, а кто-то останется. Очень жаль, что люди в Казани пока не слишком активно поддерживают команду, но это тоже дело наживное. И не уходить за четверть часа до конца матча, когда твоя команда проигрывает, они тоже научатся. Зато очень приятна общая доброжелательность: перед игрой, например, мы, поедая сосиски, минут 20 очень хорошо пообщались с болельщиком «Рубина», который пришел на стадион с сыном.

Общий вид стадиона:


Билеты брали рядом с гостевым сектором — вон там за решетками поет наш «вираж»:


После матча был очень неожиданный эпизод: мы уже собирались выходить с сектора, когда к нам подскочили двое парней с флагом, на котором я с ходу увидел только красно-зеленые цвета и несколько напрягся — решил, что это фанаты «Рубина». Спрашивают:
— Вы из Питера?
— Ну да, конечно.
— Ой, здорово! А можно с вами сфотографироваться? Мы из Тюмени сюда специально приехали за «Зенит» поболеть!

В общем, флаг оказался тюменским, а мы почувствовали себя перуанцами или колумбийцами, приехавшими в далекую Россию :)))) Конечно, в просьбе мы не отказали, самому мне, правда, сделать снимок не удалось. Тюменцы, если вы вдруг случайно это прочитаете — скиньте, пожалуйста, фото! :)

На прощание — снимок ночного стадиона


В Казани нам понравилось, но пора было двигаться дальше :)

Начало путешествия
Владимир один, два, три (Суздаль), Муром
Нижний один, два, три, четыре (Керженец), пять
Нижний — Казань
Казань один, два, три, четыре (Свияжск)

Tags: Россия, ногомяч, отпуск, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments