Дмитрий Новиков (diverspb) wrote,
Дмитрий Новиков
diverspb

Большое летнее путешествие «Россия-2018». День десятый: Нижний Новгород-5

Последний день в столице Поволжья. Вчера мы вспомнили о том, что Нижний — город не только торговый, но и промышленный, в том числе — один из крупных железнодорожных центров. Московско-Нижегородская дорога стала одной из первых в стране, она была закончена одновременно с Петербургско-Варшавской — в 1862 году. На Сормовском заводе, кроме судов, долгое время выпускали паровозы. Кроме того, буквально пару дней назад, в воскресенье, был день железнодорожника. В общем, мы отправились в музей «Паровозы России».

Строго говоря, это музей истории Горьковской железной дороги, при котором на открытой площадке есть экспозиция «Паровозы России». ietotojeja заранее договорилась об экскурсии со смотрителем музея, и это снова было очень правильное решение, иначе мы бы толком не увидели ничего. Фотографий будет не очень много, потому что в основном мы просто с раскрытыми ртами слушали.

Из того, что хотелось бы выделить: во время прогулки по Рождественской улице мы видели дом создателя Нижегородского водопровода генерала Дельвига. Так вот, водопроводом он занимался в свободное от основной работы время, а вообще-то он был Главным инспектором частных железных дорог:


В музее представлена и ранняя история железнодорожного транспорта, в том числе модели первых паровозов, еще до Стефенсона. Здесь слева «Бленкинсоп», у которого ведущим, тяговым колесом было зубчатое, вынесенное слегка в сторону относительно гладких колес, которые просто бежали по рельсам. Для ходового колеса рядом с рельсами прокладывалась еще зубчатая рейка. Сегодня по похожему принципу работают в горах кремальеры (например, в Испании такой поезд идет на Монсеррат под Барселоной), только там рейка проложена между рельсами. Справа — совершенно анекдотическая конструкция: шатуны от паровой машины через систему тяг приводят в действие толкающие «ноги», а колеса, как и у «Бленкинсопа», просто катятся по рельсам.


Еще в музее есть макет вагона-кабинета Николая II и макет паровоза, куда можно заглянуть и посмотреть, как работала топка и некоторые другие системы.


«Поезд Москва-Ялта отправляется с мосьмого пути в восемь часов по восьмовскому времени». Стол дежурного по станции, каким он был еще относительно недавно — да, наверное, много где еще и остался. В крупных городах, конечно, многое компьютеризировано.


Интерактива в музее не очень много, но кое-что есть, и они в этом направлении думают. Татьяна Евгеньевна с большим интересом послушала наш рассказ о Рижском железнодорожном музее, может быть, что-то возьмут на вооружение. А нашим детям дали еще немного постучать морзянкой на старом телеграфном аппарате, впечатлений куча.

Макет дороги, на котором раньше обучали диспетчеров и операторов сортировочной горки, а сейчас просто демонстрируют посетителям работу стрелок и т. п.


На открытой площадке — техника разных лет. Общий вид:


Старая цистерна — клепаная, не сварная, сварку еще не придумали. Обратите внимание: на торце — двуглавый орел. Это своего рода знак качества, изображение государственного герба разрешалось ставить только на проверенную продукцию самого высокого класса:


Состав из теплушек. У средней есть открытая площадка — мне всегда в фильмах было интересно было, зачем они такие? Оказывается, это тормозная площадка. По команде машиниста специально назначенный человек выходил туда и поворачивал ворот, тормозя вагон. На две-три обычных теплушки приходилась одна с тормозной площадкой. Без них остановить состав в нужном месте было бы намного сложнее.


Малыш маневровый тепловоз, наш земляк и самый старый экспонат на площадке — выпущен Невским заводом в 1900 году.


Грузовые паровозы серии «Э» — мировые рекордсмены. Серия выпускалась с 1913 по 1956, год, когда производство паровозов было прекращено. Всего было изготовлено около 12 000 машин. Это была главная «рабочая лошадка» тридцатых и сороковых годов.

Паровоз базовой модификации 1914 года выпуска:


Паровоз ЭМ — модернизированный, с улучшенной топкой и другими системами, это уже начало тридцатых, кажется. После модернизации выяснилось, что он существенно потерял в массе, и машину пришлось срочно утяжелять, потому что более легкий паровоз не мог тащить тяжелые составы.


Паровоз ЭР — построен в Румынии после Великой Отечественной в счет репараций по советским чертежам.


Паровоз ТЭ —трофейный немецкий, был классифицирован как аналог серии «Э», поэтому и получил такое обозначение. Если приглядеться, то видно, что от настоящей серии «Э» он отличается, во-первых, наличием бегунковой оси впереди, а во-вторых — более сглаженным силуэтом: у него очень низко срезана труба и почти незаметен питательный колпак. Это сделано специально, чтобы паровоз мог проходить под низкими мостами и в туннелях, что в Германии встречалось чаще, чем в России.


Еще там были паровозы ЭШ и ЭГ, которые заказывались в 1920-х годах соответственно в Швеции и Германии. Один из таких  «шведов», кстати, стоит у нас на станции Ладожское озеро как один из памятников на «Дороге жизни».

Напоследок покажу самый последний и самый мощный пассажирский паровоз (разработка начала 50-х годов) — он, как и все пассажирские, зеленый, а не черный, как грузовые. Его еще прозвали «генеральским» за красный «лампас» на борту. Развивал сумасшедшую по тем временам скорость до 135 км/ч:


Это не все паровозы, какие есть в музее, но остальные либо совсем не получились на фото, либо я про них ничего интересного не запомнил — все-таки информации было очень много. Между прочич, очень полезно для подростков с точки зрения возможной профориентации: гораздо яснее понимаешь, что железная дорога — это огромный мир, где нужны самые разные люди, занимающиеся самыми разными вещами.

После музея мы немного прогулялись по окрестному району до ближайшего кафе, потому что пора было обедать. Район совершенно депрессивный, и я очень хочу это все развидеть, поэтому никаких фото не делал. Кафе, правда, оказалось вполне пристойным :)

После обеда мы поехали на «шопинг», устроив себе празднично-новогоднее настроение:


В Нижнем есть замечательная фабрика елочной игрушки «Ариель», туда можно попасть и на экскурсию, но это мы уже не потянули, поэтому просто зашли в магазин. Зашли и залипли почти на час. Мои фото — это, конечно, «разыгранный Фрейшиц перстами робких учениц», на самом деле там красота неописуемая. Вот часть наших приобретений (все ручная работа):




Напоследок мы решили прогуляться по территории бывшей Нижегородской ярмарки, где есть один весьма интересный для петербуржцев храм: Спасский Староярмарочный собор.


В 1817 году в Нижний из Макарьева переносят крупнейшую поволжскую ярмарку. Первый год она работает, так сказать, в экспериментальном режиме, но когда становится ясно, что обороты с ходу выросли вдвое, начинается активное строительство зданий для ярмарки, и в том числе, разумеется, церкви. Общее руководство строительством поручается инженеру и архитектору генерал-лейтенанту Бетанкуру, а тот привозит с собой из Санкт-Петербурга французского архитектора, которого знал по новому Исаакиевскому собору, и перепоручает ему создание собора для ярмарки...

Полюбовавшись на это детище Монферрана, так сказать, пробу пера (собор был заложен в 1818 году, а уже в 1822 году освящен), мы двинулись домой мимо нижегородского стадиона. Здесь многое по-прежнему напоминает о прошедшем Чемпионате мира:


На самом деле, много еще чего можно было бы показать и рассказать, но жена велела на этом остановиться, чтобы все желающие могли самостоятельно продолжить знакомство с городом :) А мы прощаемся с Нижним Новгородом (думаю, что мы сюда еще вернемся) и двигаемся дальше на восток...

Начало путешествия
Владимир один, два, три (Суздаль), Муром
Нижний один, два, три, четыре (Керженец)
Tags: Россия, интересности, отпуск, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “отпуск” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments