Дмитрий Новиков (diverspb) wrote,
Дмитрий Новиков
diverspb

Христианские мотивы в шедеврах Эрмитажа

А теперь — обещанный пост про экскурсию в Эрмитаж вместе с классом, где учится старший сын.

Когда класс едет на экскурсию, то учительница обычно просит, чтобы кто-то из родителей еще поехал в качестве сопровождающего. Раньше-то я всегда работал в это время, а теперь мне с этим проще. А тут как раз в рамках эрмитажного абонемента случилась экскурсия про христианские мотивы. Такое я пропустить не мог.

Сразу скажу, картины — изумительные. Я их по большей части уже знаю, но часть была реставрирована с тех пор, как я их видел (увы, я редко бываю в Эрмитаже). Но главное впечатление — экскурсовод по имени Марина Дмитриевна. Рассказывала она очень живо. Постоянно требовала от детей взаимодействия. Задавала вопросы. Вообще методически все было практически безупречно. Но Боже мой, что она несла!!! Далее — избранные места из переписки с друзьями экскурсии — не вполне в хронологическом порядке, но это непринципиально. Курсивом — мои комментарии. Впрочем, во многих случаях там и комментировать нечего.

- Пророки бегали по Иерусалиму с горящими глазами и кричали: «Я понял, что хотел сказать Бог!»
- Ирод был примитивный человек. Ему сказали, что случилось чудо, а он решил, что сейчас его будут убивать и свергать с престола (что характерно, именно в таком порядке)
- Родился новый Бог... Иисус был полубог, получеловек (с Гераклом перепутала, что ли? Вообще человек, который берется что-то рассказывать о христианстве, не имеет права на такие высказывания, это профнепригодность).
- [Дева] Мария попросила родителей отдать ее в монастырь (!!!! А иудеи-то и не знают, что у них монастыри есть!), а монастыри были только мужские (но девочка об этом не знала и очень хотела в монастырь, и родителям пришлось смириться). Поэтому когда она… (долгая пауза) достигла возраста красавицы, ее нужно было срочно из монастыря выдать замуж. Ей подыскали пожилого мужа, делать ей было нечего, поэтому она сидела и читала.
- Мы точно знаем, что читала Мария, когда к ней явился ангел (хм. Вот так-таки точно?)
- Ангел проходит мимо Марии, она его вообще не интересует, он идет по всему земному шару, чтобы сообщить людям о рождении Бога. Чтобы было ясно — речь идет вот об этом полотне Чимы да Конельяно:


- Еще об этой же картине: Вот если бы вы так нарисовали, вам бы поставили двойку. У него здесь неправильная перспектива, но он считает, что это все пустяки (и правда, какие пустяки — прямая перспектива, обратная...)
- Опять об этом полотне: Зачем тут муха? А он [художник] очень наивен и радуется, что может написать все, что угодно.

«Бегство в Египет» Тициана (тут плохая репродукция, с ходу не нашел хорошей):

- У Тициана все едут в Египет паровозиком, потому что он не умеет иначе организовать пространство (и это все, что дети должны знать о Тициане???)

- Зачем родился Иисус? Это был грандиозный эксперимент. Просто Бог с человечеством уже замучился и поэтому решил пойти вот таким путем, чтобы людям дать новое учение (вот no comments, просто no comments. Ну не знаешь ты — или не хочешь — излагать богословские основы, так лучше уж совсм молчи на эту тему).
- Учение очень простое — быть добрым, не мстить, никого не убивать.
- Его распяли с тремя разбойниками.
- Он просил Бога спасти его, но Бог отказался и сказал: «Я должен показать всем, что ты воскреснешь» (здесь и далее «ты» и «он» с маленькой буквы, потому что экскурсовод рассказывает о ком-то, кто не имеет отношения к Нему).

Картина Веронезе «Оплакивание Христа» (экскурсовод обозвала ее «Снятие с креста», но это уже мелочи по сравнению со всем остальным):

- Здесь изображены Мария и ангел (и почему я всегда был уверен, что это Иоанн??)

- Его похоронили и оставили на три дня, потому что так было положено (а потом что — положено было откапывать???)
- И на третий день пришли три Марии... (число три явно не дает экскурсоводу покоя)
- И ангел сказал: «Он же говорил вам, что он чудесным образом перенесется в другое измерение!»

Снова Веронезе, «Воскресение»:

- Иисус взмывает вверх, как ракета на Байконуре. Уже тогда люди через Христа осваивали космос (мало нам было Христа-первого коммуниста и Христа-первого хиппи, так он еще и первый космонавт!)

Там еще было кое-что про Крещение в мутной зловонной темно-зеленой реке Лимпопо воде Иордана, но у меня уже не было сил конспектировать. Потом экскурсовод объвила, что картина Лионелло Спада «Мучение св.Петра» принадлежит кисти Караваджо. Потом «рассказала» про Тайную Вечерю, объяснив, что по-английски она называется Last Supper, упомянула, что Христос дал апостолам хлеб и вино со всем нам известными словами, и что апостолы так и не поняли, что это означало. А в завершение объяснила, что задача экскурсии — заинтересовать детей материалом, чтобы они, «придя домой, хотя бы в Интернете что-нибудь посмотрели, а еще лучше — послушали бы рок-оперу "Иисус Христос — суперзвезда"». Спасибо, что не порекомендовала читать «Мастера и Маргариту».

И что это было? Это такой средний уровень эрмитажных экскурсоводов?..

Впрочем, красота полотен искупает очень многое. Например, чудесный триптих ван дер Гуса, с которого экскурсия и началась:

Tags: искусство, музеи, смех сквозь слезы, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments